Путешествие Афанасия Никитина за экватор или Индия в Южном полушарии

Когнитивные искажения свойственны каждому.  Отчасти, факты, не соответствующие уровню знаний, человек склонен не замечать. Или на периферии сознания находит этому объяснение, выводя внимание из области объективного факта в область субъективного обыгрывания.

Со школы многие знают о хождении Афанасия Никитина за три моря. Не говорилось в прошлом и сейчас не говорится, что он ходил за экватор. Как такое возможно?  –  Если кому и не известно, что Индия находится в Северном полушарии, то из-за двойки по географии.

Таким образом, фактический материал, которым изобилует рассказ путешественника, интерпретируется через субъективное бессознательное комментаторов в субъективное сознательное Афанасия Никитина.  Очевидные, в рассказе путешественника, как бы “ляпы” игнорируются. На что и обращает внимание эта статья.

На Руси праздник Троицы – это лето.

Для Афанасия, начавшего свое путешествие в Твери, данный факт был, что называется, впитан с молоком матери. Если кто не знает: Троица, кочующий в пасхальном цикле христианский праздник, приходится на конец мая – конец июня.

А Афанасий пишет, что наступила зима.

Всё верно: зима наступает в Южном полушарии, когда лето начинается в Северном.

Зимой в Джуннаре, со слов путешественника, очевидно холодало.  В данном направлении разбор ситуации пока приостановим, так как следует ответить на не менее важный вопрос – а мог ли русский купец оказаться в Джуннаре?

Если Джуннар находился в глубокой провинции и вдали от торговых путей, то в рассказе можно усомниться.

Данный топоним в наши дни известен лишь в туристической сфере – как пещеры Джуннара.

Что ж, согласимся с тем, что русский купец и путешественник оказался в этом, сейчас провинциальном и забытым всеми, кроме редких туристов, городке – в 15 веке Джуннар имел значение и вес, находясь на транспортной торговой артерии.

Итак, мог ли Афанасий назвать лето зимой? Ведь праздник Троицы  – еще раз напоминаю – это начало лета.

Коков климат Джуннара сейчас? Послушаем туристов. Ведь они расскажут прежде всего о своих ощущениях.

Западное побережье – это практически Джуннар. Город находится в небольшом отдалении от берега (100 км) и на высоте в 600 метров над у.м., что несколько смягчает жару, но незначительно. Так что выражение “ощущение парилки” зимой никак не назовешь.

Климатическая таблица

дает нам понять, что гарантированно самыми жаркими месяцами в Джуннаре являются летние месяцы

Насик немного севернее Джуннара и находится также на высоте 600 метров над у.м..

В дневнике погоды за 2019 год самой холодной декадой оказался конец декабря

 Вот такое лето – настоящее!!!, по уральским меркам – в Индии и сочтут за зиму. Так, .. зимой и сочтут!

Итак, Афанасий Никитин никак не мог назвать лето зимой. Но он утверждает, что наступила зима! Всё правильно: как уже было отмечено, зима наступает в Южном полушарии, когда лето начинается в Северном.

Кроме того, обратите внимание! – Джуннар в наше время находится южнее тропика,  то есть между тропиком и экватором,

тогда как во время Афанасия он находился ниже Южного тропика на 6 градусов и, таким образом, был намного дальше от экватора, чем сейчас. В километрах, примерно в восьмистах.

Для сравнения это широта Триполи, Кандагара и Шанхая. Зима в этих городах может быть и со снегом. Близость Индийского океана до снега зиму не доводила, но все же вынуждала народ одеваться потеплее. О чём и свидетельствовал Афанасий Никитин:

Может в текст закралась некая случайность?

Четкие сезонные границы. И праздник Покрова у нас празднуется 14 октября. Это осень. А в Джуннаре при Афанасии на Покров весна началась, потепление. И это не перевертыш в голове купца, а его наблюдения за сменой времен года в Южном полушарии, где тогда, перед последним полюсным сдвигом, и находился индийский город Джуннар.

 

Обсерватория.

Добавление от 06.09.2021

Тема раскрыта, но стоит добавить к ней замечание и по весне:

“Весна у них началась с Покрова святой Богородицы. А празднуют память шейха Алаеддина и начало весны через две недели после Покрова; восемь дней длится праздник. А весна у них длится три месяца, и лето три месяца, и зима три месяца, и осень три месяца”.

В наше время “Праздник красок Холи-Пха́гвах-Бходжпу́ри отмечают во время полнолуния месяца Пхальгуна (12-й месяц в Едином индийском календаре). Пхальгу́на является двенадцатым месяцем года, начинающимся 20 февраля и оканчивающимся 21 или 22 марта”.

Что же.. – и по весне, приходящейся на русскую осень, Индию, на время пребывания в ней Афанасия Никитина, приходится определять в Южном полушарии.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *