Обсерватория: obfervatorium.ru
В рассказах Н.М.Пржевальского есть такая легенда, которую он услышал от тибетцев. Она как-то пояснила путешественникам ощутимое недоверие местных.
Цитирую:
“Многие из местных легенд отличаются оригинальностью. Есть легенда, очень напоминающая легенду о построении Дидоною Карфагена.
Во времена весьма давние пришел будто бы на границу Тибета какой-то ян-гуйза с тем, чтобы пробраться внутрь страны, но его туда не пустили. Тогда он попросил, чтобы ему продали кусок земли, равный бычачьей шкуре. Тибетцы согласились на это, заключили формальное условие и взяли деньги. Ян-гуйза изрезал кожу на тонкие ремешки и обвел ими большое пространство земли, которое оспаривать у него никто не мог. С тех пор тибетцы стали бояться хитрых европейцев”.
О Дидоне (в римской мифологии царица, основательница Карфагена) обычно говорится следующее:
“Бежав после смерти мужа со многими спутниками и сокровищами в АФРИКУ, Дидона купила у берберского царя Ярба землю. По условию она могла взять столько земли, сколько покроет бычья шкура; разрезав шкуру на тонкие ремни, Дидона окружила ими большой участок и основала на этой земле цитадель Карфагена Бирсу”.
Повторяется ли этот сюжет еще где-либо? – Да и, как оказывается, немало.
Схожий сюжет записан Л.С.Толстовой в Хиве, у туркмен в ХХ веке. В этой легенде говорится о том, как “Хазират Полван-ата сумел обманным путем потребовать у царя Индии столько людей, сколько поместиться на шкуре коровы: разрезав шкуру коровы на тонкие ремешки, он окружил большую территорию, на которой разместил много людей; людей этих он отвел в Хорезм”.
Многочисленные легенды о быке, помогающим людям освоить новые земли, или оказавшим услуги при заложении новых городов и селений зафиксированы Г.П. Снесаревым у тюркоязычного населения Хорезмского оазиса. Например, у этого автора также имеется мотив плутовства, обмана при освоении новых земель, когда новопоселенцы просят у хозяев “немного земли – величиной только с бычью шкуру”.
Обнаружен этот сюжет и у малочисленного северного народа юкагиры (1500 чел.), язык которых исследователи до сих пор затрудняются отнести к определенной языковой семье.
В юкагирской легенде “Петр Бэрбэкин” рассказывается как “Петра Бэрбэкина старики отправляют к владыке Верхнего мира. Петр Бэрбэкин берет бычью шкуру, разрезает его по кругу узкой ленточкой и получилась у него длинная лента. Придя на Верхний мир, Петр лентой окружил себе огромную площадь, границу сделал и внутри нее рассыпал землю, прихваченную с собой и по четырем углам поставил кресты. Таким образом, он себе среднюю землю сделал и стал здесь жить. Владыка Верхнего мира послал своих подчиненных, чтобы те наказали Петра Бэрбэкина, но они не смогли это сделать, так как не могли проникнуть вовнутрь огорожененой территории. Петр им ответил, что стоит на своей земле. Действительно, земля со всех сторон огорожена, по всем четырем сторонам поставлены кресты и неоткуда туда проникнуть. Так Петр Бэрбэкин спасся от наказания”.
К этому сюжету о плутовстве с землей при помощи ленты, нарезанной из бычьей шкуры, примыкают также мотивы заселения новых земель при помощи быка или переселения на новые земли на спине быка. Мотив заселения новых земель при помощи быка имеется и в зороастрийском тексте Бундахишн, где говорится о главах шести родов, которые на спине мифического быка переправились через озеро Воурукаша и заселили новые земли. Взято здесь
Вывод очевиден. У легенды есть событие-прообраз: здесь не как с потопом, который коснулся многих жителей Земли – прообраз этот не коренится в греческих мифах, а находится поглубже в подлинной летописи земных событий.